ПОДГОТОВКА ДАННЫХ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ КУРСОВОЙ СИСТЕМЫ В ПОЛЕТЕ
Основным режимом работы курсовой системы в полете является режим гирополукомпаса. В этом режиме курсовой системой измеряется условный курс самолета.
Стабилизация условного направления с помощью курсового гироскопа не является идеальной, а следовательно, и измерение условного курса в режиме гирополукомпаса производится с ошибками. Одной из причин этих ошибок является собственный уход гироскопа.
Особенностью применения курсовой системы в режиме гирополукомпаса является тот факт, что ошибки в измерении курса увеличиваются с течением времени. Поэтому в полете необходимо контролировать показания курсовой системы в режиме гирополукомпаса, а при необходимости и исправлять (корректировать) их.
Проверка курса производится с помощью магнитного или астрономического датчиков курса сразу после прохода исходного пункта маршрута, а затем через каждый час полета. Для этого при подго-
товке к полету на маршруте намечаются точки проверки и коррекции курсовой системы. Для этих точек рассчитываются и записываются на карте азимутальная поправка Да и условное магнитное склонение ДМу.
Рассмотрим порядок вычисления азимутальной поправки Ад и условного магнитного склонения ДМу в зависимости от принятого направления опорного меридиана.
1) Направление опорного меридиана совпадает с направлением географического меридиана аэродрома вылета (рис. 4.35).
Рис. 4.35. К расчету поправок Лл и 4Vy от опорного географического меридиана ЙПМ |
В тех пределах, при которых ортодромию на полетной карте можно’ прокладывать в виде прямой линии, азимутальную поправку Да можно вычислить по формуле
Дд = (хо — х) sin фСр, (4.17)
где Х0, X — долгота аэродрома вылета и места самолета соответственно.
Величина фор определяется проекцией карты. Для карт видоизмененной поликонической проекции фср —средняя широта листа; для карт равноугольной конической проекции фСр—широта с наименьшим масштабом; для карт стереографической полярной проекции фср = 90°. Поправка будет положительной, если место самолета располагается западнее аэродрома, и отрицательной, если точка располагается восточнее.
Величина (Х0 —Х)зіпфср представляет собой угол схождения меридианов (8) с обратным знаком.
Таким образом, если в качестве опорного меридиана принимается истинный меридиан, то азимутальные поправки у опорного меридиана и для точки проверки курсовой системы будут равны: ДЛо = 0° (у опорного меридиана);
Дд = — S == (Х0 — X) sin фср (для точки проверки). (4.18)
І 20
Так как условное магнитное склонение Д„ определяется как сумма поправки Ад с магнитным склонением в данной точке,, то оно будет равно
ДМу =ДМо (у опорного меридиана), (4.19)
а в точке проверки курсовой системы (любой другой точке маршрута)
ДМу = — 8 4- Дм = (Х0 —- X) sin tpcp + ДМо. (4.20)
Азимутальную поправку ДА можно определить и графически. Для этого необходимо соединить прямой линией исходную точку маршрута (аэродром вылета) с точкой коррекции и измерить истинные путевые углы в этих точках, то есть РИо и ри. Разность путевых углов будет азимутальной поправкой ДА:
2) Направление опорного меридиана совпадает с направлением магнитного меридиана аэродрома вылета (рис. 4.36).
Рис, 4.36. К расчету поправок Да и ДМу от опорного магнитного меридиана ИПМ |
Из рисунка видно, что азимутальная поправка Ад и условное магнитное склонение ДМу могут быть вычислены по формулам:
«— у опорного меридиана:
Д. = — Д ; Д =0°; (4.22)
— для любой другой точки маршрута:
4Д “ -8 — Л«.=Iх» -х) sin —І,.;
К, = — » — К. + К — С. — Ч sin Тср — (А„, — а,). (4.23)
Здесь ДМо и Дм — магнитное склонение у опорного меридиана и для точки проверки курсовой системы соответственно.
Если ро превышает 180°, то берется его дополнение до 360° и изменяется знак поправки на обратный.
Азимутальная поправка Да и условное магнитное склонение ДМу могут быть измерены непосредственно на карте, если через точку, для которой определяется поправка, провести меридиан, параллельный опорному.
При подготовке карты точки проверки режима гирополуком — паса обозначаются кружками на заданной линии пути, а необходимые цифровые данные помещаются около них (справа или слева, по направлению полета) в шаблоне, представляющем собой перевернутую букву «Т»:
Под основанием шаблона записывается значение угла карты или направление главной ортодромии, которые вводятся в автоматизированные средства счисления пути.
Например, запись в шаблоне
-5 |+8
означает, что азимутальная поправка Да = —5°, условное магнитное склонение ДМу = +8°, направление главной ортодромии относительно опорного меридиана 327°.